Возможность использования вещества в качестве альтернативного топлива 

 

 

 


Как правильно рассчитать теплотворную способность топлива (топливно-воздушной смеси)

 

 

 

Сравнительные характеристики (QН, Lовозд., qН)бензина
1. Низшая теплотворная способность QН = 43,3 – 44,0 МДж/кг;
2. Стехиометрическая потребность воздуха в процессе сгорания Lовозд. = 14,9;
3. Низшая теплота сгорания топливовоздушной смеси qН = 3439 – 3910 кДж/м3.

Теплота сгорания топлива – это тепловой эффект химической реакции сгорания топлива в воздухе. При составлении уравнения этой реакции необходимо учитывать не только кислород, принимающий участие в реакции окисления, но и азот, входящий в состав воздуха. Так как на 1 моль кислорода в воздухе приходится 3,75 моля азота, реакция сгорания топлива может быть выражена следующим уравнением:

CnHmOr + (n + m/4 - r/2)•(O2 + 3,75N2) → nCO2(г) + m/2H2O(ж) + (n + m/4 - r/2)•3,75N2(г), где

CnHmOr - органическое вещество (топливо);
n - число атомов углерода;
m - число атомов водорода;
r - число атомов кислорода.

Согласно первому закону термодинамики, высшая теплота сгорания топлива:

QB = ∆Носгор.топлива, где

∆Носгор.топлива - высшая энтальпия сгорания топлива при стандартных условиях.

∆Носгор.топлива = (∑∆Нокон.прод - ∑∆Ноисх.веществ).

Высшая удельная теплота сгорания топлива (теплотворная способность топлива) QВ (кДж/кг топлива) рассчитывается по уравнению:

QB = ΔНоВ/(M.10-3), где

ΔНоВ - высшая энтальпия сгорания топлива (ΔНоВ = ∆Носгор.топлива), кДж/моль;
М - масса моля топлива, г/моль.

Низшая энтальпия сгорания топлива ΔНоН (кДж/моль топлива) рассчитывается по уравнению реакции (1):

∆НоН = ∑∆Нокон.прод - ∑∆Ноисх.веществ 

Низшая энтальпия сгорания топлива отличается от высшей на величину энтальпии конденсации водяного пара (∆Ноконд.2О)пар = -44,01 кДж/моль:

∆НоН = ΔНоВ - ∆Ноконд.2О)пар

Низшая удельная теплота сгорания топлива QН (кДж/кг топлива) составит:

QH = ΔНоН/(M.10-3), где

М - масса моля топлива, г/моль.

Для полного сгорания массовой или объемной единицы топлива необходимо вполне определенное количество воздуха, которое называется теоретически необходимым.
Теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания 1 кг топлива (кг воздуха/кг топлива) для реакции (1) рассчитывается по уравнению:

Lовозд. = (n + m/4 - r/2) • [М(O2) + 3,75M(N2)]/Мтоплива, где

М(O2), M(N2)], Мтоплива – масса моля кислорода, азота и топлива соответственно, г/моль.

Количество топливовоздушной смеси (М1, моль) для реакции (1) равно:

М1 = 1 моль топлива + (n + m/4 - r/2)•(O2 + 3,75N2).

Низшая теплота сгорания топливовоздушной смеси (калорийность стехиометрической смеси топлива с воздухом, qН, кДж/м3) рассчитывается как отношение низшей теплоты сгорания единицы топлива к общему количеству горючей смеси: 

qH = ∆НоН/[M1.22,4.10-3)].

Полученные результаты сравниваются с характеристиками бензина (приведенными выше) и веществом, предлагаемого в качестве альтернативного топлива. Затем, делается вывод о возможности использования данного вещества в качестве топлива. 


 Примеры расчетных задач на возможность использования вещества в качестве альтернативного топлива 

 

Задача 50.
На основании зависимости эксплуатационных свойств и от физико-химических характеристик и термодинамических расчетов рассмотреть возможность использования изопропилового спирта в качестве альтернативного топлива или добавки к традиционным видам топлив.
Решение:
М(С3Н7ОН) = 60,0952 г/моль;
∆Носгор.3Н7ОН) =  –2003,8 кДж/моль.

1. Реакция горения в воздухе:

С3Н7ОН(ж) + 4,5(O2 + 3,75N2)(г) = 3CO2(г) + 4H2O(ж) + 16,8755N2(г).

2. Табличное значение стандартной энтальпии сгорания изопропилового спирта ΔНосгор. = –2003,8 кДж/моль.  

Следовательно, высшая энтальпия сгорания топлива (ΔНоВ = ∆Носгор.топлива = –2003,8 кДж/моль С3Н7ОН.

3. Высшая теплота сгорания топлива QВ

QB = 2003,8/(60.10-3) = 33,40 МДж/кг С3Н7ОН.

4. Низшая энтальпия сгорания (∆НоН, кДж /моль топлива) отличается от высшей на величину энтальпии конденсации водяного пара 
∆Ноконд.Н2О(пара) = –44,01 кДж/моль. Поэтому

∆НоН = ∆Носгор.топлива - ∆Ноконд.Н2О(пара) = -2003,8 + 4.44,01 = -1827,76.

5. Низшая теплота сгорания топлива (МДж/кг топлива):

QH = ∆НоН/(M.10-3) = -1827,76/(60.10-3) = 30,46.

Теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания 1 кг топлива (кг воздуха/кг топлива):

Lовозд. = (n + m/4 - r/2) • [М(O2) + 3,75M(N2)]/Мтоплива, где

М(O2), M(N2)], Мтоплива – масса моля кислорода, азота и топлива соответственно, г/моль.

Тогда

Lовозд. = 4,5(32 + 3,75. 28)]/60 = 10,275

7. Количество топливовоздушной смеси (М1, моль):

М1 = 1 моль топлива + 4,5(1 + 3,75) = 22,375 моль.

8. Низшая теплота сгорания топливовоздушной смеси (qН, кДж/м3), она же калорийность стехиометрической смеси топлива с воздухом:

qH = ∆НоН/[M1.22,4.10-3)] = -1827,76/[22,375 22,4.10-3)] = 3817,37 кДж/м3.

Выводы:
1) Судя по калорийности стехиометрической смеси изопропилового спирта с воздухом, его вполне можно применять как альтернативное топливо. 


Задача 51.
На основании зависимости эксплуатационных свойств и от физико-химических характеристик и термодинамических расчетов рассмотреть возможность использования метана в качестве альтернативного топлива или добавки к традиционным видам топлив.
Решение:
М(СН4) = 16 г/моль;
∆Носгор.(СН4) =  –890,31  кДж/моль;
1. Реакция горения в воздухе:

СН4(г) + 2(O2 + 3,75N2)(г) = CO2(г) + 2H2O(ж) + 7,5N2(г).

2. Табличное значение стандартной энтальпии сгорания метана ΔНосгор. = –890,31 кДж/моль.  

Следовательно, высшая энтальпия сгорания топлива (ΔНоВ = ∆Носгор.топлива = –890,31 кДж/моль С3Н7ОН.

3. Высшая теплота сгорания топлива QВ

QB = 890,31/(16.10-3) = 55,64 МДж/кг СН4.

4. Низшая энтальпия сгорания (∆НоН, кДж /моль топлива) отличается от высшей на величину энтальпии конденсации водяного пара 

∆Ноконд.Н2О(пара) = –44,01 кДж/моль. Поэтому

∆НоН = ∆Носгор.топлива - ∆Ноконд.Н2О(пара) = –890,31 + 2.44,01 = -802,29 кДж/моль.

5. Низшая теплота сгорания топлива (МДж/кг топлива):

QH = ∆НоН/(M.10-3) = -802,29/(16.10-3) = 50,14.

Теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания 1 кг топлива (кг воздуха/кг топлива):

Lовозд. = (n + m/4 - r/2) * [М(O2) + 3,75M(N2)]/Мтоплива, где

М(O2), M(N2)], Мтоплива – масса моля кислорода, азота и топлива соответственно, г/моль.

Тогда

Lовозд. = 2(32 + 3,75 . 28)]/16 = 17,125

7. Количество топливовоздушной смеси (М1, моль):

М1 = 1 мольтоплива + 2(1 + 3,75) = 10,5 моль.

8. Низшая теплота сгорания топливовоздушной смеси (qН, кДж/м3), она же калорийность стехиометрической смеси топлива с воздухом:

qH = -∆НоН/[M122,4.10-3)] = 802,29/[10,5 . 22,4.10-3)] = 3411 кДж/м3.

Выводы:
1) Судя по калорийности стехиометрической смеси метана с воздухом, его вполне можно применять как альтернативное топливо. 


Расчет теплотворной способности газзобразного топлива

 

Задача 52.
В печи сожгли смесь, в которой было 25% измельчённого угля, остальное – отходы древесины. Какова была теплотворная способность этой смеси?
Решение:
q1(уголь) = 30,0 мДж/кг;
q2(отходы древесины) = 10,0 мДж/кг.
Q = qw%(уголь) + qw%(дерево) = (30 0,25) + (10 0,75) = 15 мДж/кг = 15 000 000 Дж/кг, где

Q - теплотворная способность топлива;
q1 -удельная теплота сгорания угля;
q2 -удельная теплота сгорания древесных отходов;
w%(уголь) и w%(дерево) - соответственно, массовые доли угля и древесины в смеси для сжигания.


Как правильно рассчиать  массу заправленного в бак топлива

Задача 53.
В топливный бак залили при температуре 15 оС 30 л бензина АИ-95 (р420 = 0,7650 г/мл). Исходя из уравнения Д.И. Менделеева (температурную поправку найти по таблице), рассчитайте массу заправленного в этих условиях бензина.
Решение:
Для рассчета используем формулу Менделеева:

р4(t) = p4(20) - a(t - 20), где 

р4(t) - относительная плотность нефти (нефтепродукта) при температуре испытания t, оС; 
p4(20) - плотность нефтепродукта при стандартных условиях (у нас 0,7650 г/мл = или 765 кг/м3;
а - средняя температурная поправка плотности (ее мы найдем по таблице, получим: 0,000818); 
t - температура испытания, оС ( у нас 15 оС). 

Тогда

р4(15) = p4(20) - a(t - 20) = 0,7650 - 0,000818(5 - 20) = 0,7650 - 0,0127 = 0,77727 г/л.
По формуле: m = р•V, рассчитаем массу бензина, получим:

mтоплива = р•V = р4(5) V = 0,77727 г/л . 30 л = 23,3 кг.

Ответ: mтоплива = 23,3 кг.
 


Определение потери тепла с уходящими газами

Задача 54.
Определить по формуле: q2 = 0,01(t - tВ)Z,% потерю тепла с уходящими газами если СО2 = 9%, СО = 0,2%, СН4 = 0,1%, Н2 = 0,3%, О2 = 4,4%, N2 = 86% температура уходящих газов равна 320 °С, температура воздуха равна 20 °С, Z = 5,05.
Решение:
Таким образом, при снижении температуры продуктов сгорания с 300 до 20 °С экономия топлива в результате снижения потерь тепла составит:

q2 = 0,01(t - tВ)Z% = 0,01(320 °С - 20 °С)5,05% = 15,15%, где
q2 - потеря тепла с продуктами сгорания; 
t - температура продуктов сгорания (уходящих газов), оС;
tВ - температура воздуха поступающего к горелкам, оС;
Z – табличная величина, зависящая от содержания СО2 в продуктах сгорания и их температуры, определяется по таблице Равича;
  
Теперь по формуле Д.И. Менделеева рассчитаем низшую теплотворность смеси газов, получим:

q1 = 0,126(CO) + 0,358(CH4) + 0,108(H2) = (0,126 . 0,2) + (0,358 . 0,1) + (0,108 . 0,3) = 0,0934 МДж/м3.

Тогда потеря теплоты составит:

Qпотери = (q2 . q1)/100% = (15,15% . 0,0934 МДж/м3)/100% = 0,01415 МДж/м3.

Таким образом, потеря тепла будет составлять 0,01415 МДж/м3.