Современные положения клеточной теории

Клетка (лат. сellula, греч. сitos) – основная структурная, функциональная и генетическая единица живого. Открыта английским ученым Р. Гуком в 1665г. (он впервые применяя микроскоп для исследования тканей и на срезе пробки и сердцевины бузины увидел ячейки,), им же предложен термин «клетка». Его описания послужили толчком для появления систематических исследований анатомии растений (Мальпиги, 1671; Грю, 1671), которые подтвердили наблюдения Роберта Гука и показали, что разнообразные части растений состоят из тесно расположенных «пузырьков», или «мешочков». Аитони ван Левенгук (он впервые увидел клетки под увеличением в 270 раз) открыл мир одноклеточных организмов и впервые увидел клетки животных (эритроциты). Позднее клетки животных были описаны Ф. Фонтана (1781). В XIX в. была открыта цитоплазма, а в 1831 г. английский ботаник Б. Броун обнаружил в клетке ядро. Немецкий ботаник М. Шлейден доказал, что ядра присущи любой растительной клетке. В 1838г. М. Шлейден создал теорию цитогенеза (клеткообразования). Его основная заслуга – постановка вопроса о возникновении клеток в организме. В 1839г. Т. Шванн основываясь на работах М. Шлейдена создал клеточную теорию.
Основные положения клеточной теории (М. Шлейден и Т. Шванн):
1. все ткани состоят из клеток;
2. клетки растений и животных имеют общие принципы строения, т.к. возникают одинаковыми путями;
3. каждая отдельная клетка самостоятельно, а деятельность организма представляет собой сумму жизнедеятельности отдельных клеток.
Большое внимание на дальнейшее развитие клеточной теории оказал в 1858г. Р. Вирхов. Он не только свел воедино все многочисленные разрозненные факты, но и убедительно показал, что клетки являются постоянной структурой и возникают только путем размножения себеподобных - «Всякая клетка происходит из другой клетки в результате деления, точно также как от растения образуется растение, а от животных животные», т.е. открыл деление клеток.
Современные положения клеточной теории:
1. клетка – единица строения, функционирования, размножения и развития живых организмов. 2. клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу. 3. размножение клеток происходит путем деления материнской клетки. 4. клетки многоклеточных организмов специализированы: они выполняют разные функции и образуют ткани.

Основные положения клеточной теории (М. Шлейден и Т. Шванн):
1. все ткани состоят из клеток;
Современные положения клеточной теории:
2. клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу.
3. размножение клеток происходит путем деления материнской клетки.