"Биология. Живой организм. 6 класс". Н.И. Сонин

Сходство и отличие живого от неживого

Все многообразие живого разделяют на следующие царства: Бактерии, Простейшие, Грибы, Растения, Животные.

Мир живых существ, включая человека, представляет собой биологические системы очень разнообразной формы, сильно различающиеся по размерам, массе и сложности внутреннего строения. Все живые организмы состоят из клеток, которые имеют сходный набор химических элементов и веществ, образующих их тело. Так, и слон, и комар состоят из клеток. Клетка это элементарная живая система, основная структурная единица живых организмов; она была открыта в 1665 г. английским ученым Р. Гуком. Клетка может быть и отдельным организмом, и элементарной составной частью многоклеточного растения или животного. Она бывает довольно просто устроенной, как бактериальная клетка, или значительно более сложно, как клетки одноклеточных животных — простейших.

Растения и животные являются живыми организмами. У них много общего, но есть и существенные различия. Как правило, растения способны самостоятельно образовывать питательные вещества из неорганических молекул, используя энергию солнечного света (фотосинтез). Исключение составляют растения-паразиты. Животные питаются только готовыми питательными веществами.
Животные и растения различаются: набором и составам органических молекул: белков, углеводов, липидов и др. (например — у животных гликоген, у растений крахмал, у животных гемоглобин, у растений хлорофилл); различным набором клеточных органелл (например, у растений имеются клеточная стенка, центральная вакуоль, у животных — отсутствуют).
Рост растений не ограничен, т. е. они могут расти в течение почти всей жизни. Большинство животных растут до определенного возраста.
На раздражение большинство животных отвечает движением, а растения — существа неподвижные.-хотя и у них встречаются двигательные реакции.
Животные обитают там, где растения жить не могут: в глубинах морей, в пещерах и т.д.

Растения — уникальные организмы на Земле. Они автотрофны (от греческого «ауто» — сам и «трофо» — питание), то есть производят все необходимые для жизни органические вещества из неорганических соединений с использованием энергии Солнца в процессе фотосинтеза.
Для поддержания нормальной жизнедеятельности растение поглощает СО2 (углекислый газ) из атмосферы листьями и воду с растворенными в ней минеральными солями из почвы корнями.

Для живого характерны обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие.

Живые организмы - открытые системы, совершающие постоянный обмен веществом и энергией с окружающей средой. Все живые организмы поглощают из окружающей среды различные вещества. Вследствие целого ряда сложных химических превращений вещества из окружающей среды уподобляются веществам живого организма, из них строится его тело. Например, растения из углекислого газа и воды синтезируют сложные органические соединения — углеводы (крахмал и целлюлозу), которые используются как запасные питательные вещества и строительный материал. Белок куриного яйца в организме человека претерпевает ряд сложных превращений, прежде чем преобразуется в белки, свойственные организму, — гемоглобин, кератин или любой иной. Другая сторона обмена веществ — процессы разрушения, в результате которых сложные органические соединения распадаются на простые, при этом утрачивается их сходство с веществами организма и выделяется энергия, необходимая для реакций биосинтеза.
Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения всех частей организма и как следствие — постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

Питание — это процесс получения питательных веществ из окружающей среды. Пища необходима всем живым организмам, так как она служит источником энергии и веществ, необходимых для деления клеток организма, их роста и многих других процессов.

Раздражимость — способность живых клеток, тканей или целого организма избирательно реагировать на внешние или внутренние воздействия — раздражители. Всякое изменение окружающих организм условий среды представляет собой по отношению к нему раздражение, а его реакция на внешние раздражители служит показателем его чувствительности и проявлением раздражимости. Раздражимость проявляется на всех уровнях развития жизни, лежит в основе приспособления организмов к изменяющимся условиям среды.

Подавляющее большинство животных способны перемещать и совершать различные активные движения (в отличие от грибов и растений). Животные подвижны и активны, так как им приходится добывать себе пищу и спасаться от врагов. Растения также обладают подвижностью, ведь их листья должны улавливать лучи солнца. Однако их движения гораздо медленнее и не так заметны. для активного перемещения в пространстве у животных имеется специальная двигательная ткань мышечная, прикрепленная к скелетным образованиям. У растительных организмов двигательной системы нет.

В результате обмена веществ в организме образуются и накапливаются ненужные, а часто и ядовитые вещества. В процессе выделения они удаляются из организма. Если продукты обмена не выводятся, то это приводит к интоксикации (отравлению) организма.

Организмы отвечают на воздействие движением. Проявление формы движения зависит от структуры организма.
У растений существуют некоторые ограниченные движения (движение листьев к свету, лепестков цветка к солнцу, ростовые движения). Однако можно сказать, что растения, в противоположность животным, неподвижны. движениям листьев и стеблей. Это объясняется тем, что клетки растений имеют прочную стенку, состоящую из особого вещества — целлюлозы. Движение отдельных частей растений обусловлено изменением напряжения отдельных клеток или их частей — тургором. Однако это не позволяет растениям активно передвигаться в пространстве.