"Биология. Человек. 9 класс". А.С. Батуев и др.

 

 

 

Орган слуха. Гигиена слуха

 

 

 

Вопрос 1.
Посредством слуха человек воспринимает и анализирует огромное многообразие звуков окружающего мира и овладевает способностью говорить. Слух необходим для ориентации в пространстве, для общения между людьми, для ощущения богатства и красот внешнего мира: морского прибоя, шорохов леса, пения птиц, музыки.

Вопрос 2.
У человека ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего, внутреннего.
Наружное ухо состоит из ушной раковины, улавливающей звуковые колебания и направляющей их в наружный слуховой проход, который заканчивается барабанной перепонкой, отделяющей наружное ухо от среднего.
Среднее ухо — полость, соединенная с носоглоткой слуховой трубой. В этой полости есть три слуховые косточки, соединенные между собой: молоточек, наковальня и стремечко.
Внутреннее ухо — система полостей и извитых каналов, образующих костный лабиринт, в котором, как в футляре, расположен перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью. В лабиринте находится улитка — спирально закрученный на два с половиной оборота костный канал с перепончатой перегородкой — основной мембраной, состоящей из волокон соединительной ткани.
На мембране находятся 24 тысячи тонких волокон, на которых располагается рецепторный аппарат слухового анализатора — кортиев орган, содержащий волосковые клетки — слуховые нервные рецепторы. Кроме улитки, во внутреннем ухе находится орган равновесия — вестибулярный аппарат.

Вопрос 3.
Звуковые волны улавливаются ушной раковиной, проходят по наружному слуховому проходу и ударяются о барабанную перепонку, которая начинает колебаться, вибрировать. Чем сильнее звук, тем сильнее эти вибрации. Дальше эти колебания передаются через овальное оконце по слуховым косточкам, которые их усиливают, на жидкость внутреннего уха, где они достигают рецепторов улитки.
Рецепторы улитки преобразуют колебания жидкости и серии нервных импульсов. При этом звуки высокого тона вызывают колебания коротких волоконец, расположенных у основания улитки, а звуки низкого тона — колебания длинных волоконец, находящихся у ее вершины. Эти колебания раздражают соответствующие волосковые клетки — слуховые рецепторы, в которых энергия звуковых колебаний преобразуется в нервные импульсы. Человеческое ухо способно воспринимать звуки высотой от 20 до 20000 Гц.
Рецепторы — первое звено слухового анализатора. Как и любой анализатор, он состоит из трех звеньев. Вторым звеном является слуховой нерв, по которому эти импульсы идут в расположенную в височной доле коры больших полушарий слуховую зону, где осуществляется окончательный анализ высоты, силы и характера звука (это третье звено слухового анализатора). Исходя из сказанного выше можно создать схему работы слухового анализатора:
звуковая волна ⇒ колебания барабанной перепонки ⇒ колебания слуховых косточек 
⇒ колебания перепонки овального окна улитки ⇒ колебания жидкости в улитке ⇒ раздражение слуховых рецепторов ⇒ формирование нервных импульсов.

Вопрос 4.
Потеря слуха — огромное несчастье для человека. О своих органах слуха необходимо заботиться, соблюдая ряд гигиенических правил, чтобы предохранить уши от вредных воздействий и проникновения инфекции.
• Следует систематически мыть ушные раковины и слуховой проход. Не чистить уши острыми предметами, чтобы не повредить барабанную перепонку
• В холодное время года надо носить головные уборы и остерегаться инфекций.
• Необходимо стараться избегать давления сильных звуков на барабанные перепонки, снижая громкость телевизора и музыкальных установок. Нельзя длительное время слушать громкую музыку через наушники.
• Полезно почаще бывать на природе, научиться слушать ее «голоса». Известно, что при длительном пребывании в тишине повышается восприимчивость к звукам (адаптация к тишине). Тишина — важнейшее условие творческого труда и отдыха. Великий Гете говорил, что «все талантливое рождается в тиши».
• во время работы в шумных цехах следует пользоваться наушниками: чтобы предотвратить утомление нервной системы, снижение уровня слуха (барабанная перепонка теряет свою эластичность), развитие язвенной и гипертонической болезней.