Установление генотипов при анализирующем скрещивании у организмов

 

 

Решение задач по генетике на анализирующее скрещивание

 


Задача 82.
У свиней белая щетина доминирует над черной. Установите генотипы родителей, если:
1) при спаривании чернощетинной свиньи с белым хряком получено 12 белых поросят;
2) при спаривании чёрной свиньи с белым хряком получено 6 белых и 8 чёрных поросят.
Решение:
А - белая щетина;
а - черная щетина.
1. Так как при спаривании чернощетинной свиньи с белым хряком получено 12 белых поросят, т.е. все потомство имеет доминантный признак - наблюдается единообразие F1, то один из родителей гомозиготен по рецессивному признаку (аа), а второй - по доминантному признаку (АА).

Схема скрещивания:
Р: АА  х    аа
Г: А          а
F1: Аа - 100%. 
Фенотип:
Аа - белая щетина - 100%.
Наблюдается один тип генотипа и фенотипа.
2. Так как при спаривании чёрной свиньи с белым хряком получено 6 белых и 8 чёрных поросят, то белая свинья является гетерозиготой (Аа) по признаку окраски щетины - наблюдается расщепление по фенотипу.
Р: Аа  х    аа
Г: А, а      а
F1: Аа - 50%; аа - 50%. 
Фенотип:
Аа - белая щетина - 50%;
аа - черная щетина.
Наблюдается 2 типа генотипа и 2 типа фенотипа. Расщепление и по генотипу и по фенотипу - 1:1.
Выводы:
Скрещивание рецессивной по фенотипу особи с доминантной позволяет определить генотип особи с доминантным проявлением данного признака - такой тип скрещивания называется анализирующим. В качестве второго родителя при анализирующем скрещивании выступает так называемый анализатор – особь с исключительно рецессивными аллелями по исследуемым генам, в нашем случае свинья с черной щетиной. При анализирующем скрещивании расщепление по фенотипу совпадает с расщеплением по генотипу, что позволяет сделать вывод о генотипе исследуемого родителя. 

 


Задача 83.
Хохлатый петух скрещен с двумя хохлатыми курицами. Первая курица дала 22 хохлатых цыпленка, а вторая - 16 хохлатых и 5 без хохла. Как наследуется этот признак? Каковы генотипы родительских особей?
Решение:
А - ген хохлатости;
а - ген отсутствия хохлатости.
1. Так как при скрещивании хохлатого петуха с первой хохлатой курицей вылупилось 22 хохлатых цыпленка, то и петух и курица являются гомозиготами по доминантному гену хохлатости. 

Схема скрещивания
Р: АА    х     АА
Г: А             А
F1: АА - 100%.
Фенотип:
АА - хохлатые куры - 100%.

Выводы:
1) если при скрещивании хохлатых кур все потомство имеет хохлатость, то обе родительские формы являются гомозиготами - АА.
2. Так как при скрещивании хохлатого петуха со второй хохлатой курицей получилось потомство цыплят 16 хохлатых и 5 без хохла (16:5 = 3:1), то это значит, что вторая курица является гетерозиготой по признаку хохлатости - Аа.

Схема скрещивания
Р: АА    х     Аа
Г: А             А, а
F1: АА - 50%; Аа - 50%.
Фенотип:
АА - хохлатые куры - 50%;
Аа - отсутствие хохла - 50%.

Выводы:
1) если при скрещивании хохлатых кур потомство имеет и хохлатость и отсутствие её, то это значит, что вторая курица является гетерозиготой - Аа;
2) у кур хохлатость наследуется как полностью доминантный признак;
3) генотип петуха - АА, генотип первой курицы - АА, генотип второй курицы - Аа.

 


Задача 84.
У томатов красная окраска плодов R доминирует над желтой r. От скрещивания красноплодного растения с желтоплодным получили в потомстве 48 растений, среди которых были и красноплодные и желтоплодные. Определите: 1) какая часть потомства может иметь красные плоды; 2) сколько растений в потомстве могут быть гомозиготными?
Решение:
R - ген красноплодности;
r - ген желтоплодности.
Так как от скрещиваниия красноплодного растения с желтоплодным получили в потомстве растения и красноплодные и желтоплодные, то красноплодное расение гетерозиготно и его генотип имеет вид: Rr.

Схема скрещивания
Р: Rr      x    rr
Г: R, r          r
F1: 1Rr - 50%; 1rr - 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа, расщепление по генотипу - 1:1.
Фенотип:
Rr - красные плоды - 50%; 
rr - желтые плоды - 50%.

Выводы:
1) 1/2 (50%) часть потомства может иметь красные плоды; 
2) примерно 24 (48/2 = 24) растений  могут быть гомозиготными - это (rr).