Сеченов | Эффект "центрального торможения"

 

Сеченов Иван Михайлович

Биография

Биография

Русский физиолог и психолог. В 1856 г. окончил медицинский факультет Московского университета. С 1860 г. - профессор физиологии Медико-хирургической академии, затем Новороссийского, Петербургского, Московского университетов. Почетный член Петербургской АН (1904).

Много сил и времени отдавал Сеченов развитию женского образования. Под его руководством были проведены первые психофизиологические исследования, выполненные русскими женщинами. Сеченов участвовал в организации и работе Высших женских курсов в столице, преподавал на женских курсах при Обществе воспитательниц и учительниц в Москве.

Открыл эффект "центрального торможения", который рассматривал как основу произвольного поведения человека. Под предметом психологии понимал различные виды психической деятельности субъекта, представленные в истории их развития и в системе связей друг с другом. Основной метод психологии - объективное наблюдение развития психических процессов, которые проходят путь от внешних форм (рефлексы) до внутренних, на самом деле являющихся "свернутыми" формами действий (мысли). Моральные нормы в поведении человека также представляют собой приобретшие внутреннюю форму внешние запреты и правила, при помощи которых другие руководят действиями индивида. В 1862 г. в парижской лаборатории К. Бернара Сеченов экспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного мозга на двигательную активность (феномен центрального торможения, описанный им в 1863 г., был назван "сеченовским торможением"). Вернувшись в Россию в мае 1863 г., он по предложению Н. А. Некрасова написал для "Современника" статью под названием "Попытка ввести физиологические основы в психические процессы". Цензура наложила запрет на публикацию, усмотрев предосудительность в названии и "пропаганду материализма" в тексте. В том же году эта работа под названием "Рефлексы головного мозга" была напечатана в "Медицинском вестнике", а в 1866 г. вышла отдельным изданием. По выражению И. П. Павлова, это была "поистине для того времени чрезвычайная попытка представить себе наш субъективный мир чисто физиологически". С этой работы началась эра объективной психологии.

Ученик и друг Сеченова К. А. Тимирязев писал: "Едва ли какой из современных ему физиологов... обладал таким широким охватом в сфере своих собственных исследований, начиная с чисто физических исследований в области растворения газов и кончая исследованием в области нервной физиологии и строго научной психологии... Если прибавить к этому блестящую, замечательно простую, ясную форму, в которую он облекал свои мысли, то станет понятно то широкое влияние, которое он оказал на русскую науку, на русскую мысль даже далеко за пределами своей аудитории и своей специальности". В числе его учеников были также Н. Е. Введенский, И. П. Павлов, И. Р. Тарханов и др.