Примеры каинизма среди животных

 

 

Все слышали библейскую легенду об убийстве Каином своего брата Авеля. Среди представителей животных разных классов тоже встречается явление убийства детенышами друг друга. Явление убийства в одном выводке животных одними детёнышами других назвали каинизмом по имени Каина библейского братоубийцы. Убийство родных братьев и сестер еще называется сиблицид

Каинизм среди пауков. У многих пауков каинизм - дело обыденное. Паучата черной вдовы, находясь в коконе, употребляют друг друга в пищу, и в итоге вылупляется лишь 1—10 пауков.

Каинизм среди насекомых очень распространенное явление. Личинки божьих коровок старших возрастов без раздумий уничтожают своих младших собратьев, молоденьких личинок, если наблюдается недостаток пищи. 

Так в семьях короедов-заболонников Ксилоборус кампактус молодые жуки, вышедшие под корой в семейном очаге, уничтожают примерно шестую часть отставших в развитии собратьев, одновременно подкрепляясь полноценной едой.

Трупоядные мухи в гигантских количествах откладывают яйца в найденный ими трупе животного. Из отложенных яиц вылупляется множество личинок мух, которые овладевают трупом, не давая никому другому им поживиться. А потом личинки при недостатке пищи начинают пожирать друг друга, предаваясь каинизму. Таким образом, лишь немногие личинки развиваются в крылатое насекомое. Не зря поэтому сами мухи откладывают в труп яиц во много раз больше, чем в нем может пропитаться личинок. Личинки же, принесенные в жертву своим собратьям — своеобразные кумуляторы падали, которая могла быть разрушена другими поедателями.

При большой скученности и недостатке пищи гусеницы платяной моли тотчас принимаются энергично пожирать друг друга. При сильном заселении почвы личинки жуков-щелкунов (жуков-проволочников), также начинают предаваться каннибализму и активно поедают друг друга до тех пор, пока их не станет мало. 

Самки многих насекомых-паразитоидов, прежде чем отложить свое яйцо в добычу, подчас долго и внимательно ее обследуют, пытаясь определить, не побывала ли здесь подобная предшественница и не отложила ли она в хозяина свои яички. Очевидно, для того, чтобы облегчить опознание зараженной добычи, многие насекомые-паразитоиды оставляют свои собственные и особенные метки.

Павел Мариковский считает, что каннибализм чаще всего наблюдается среди насекомых, которые откладывают яйца большими кучками, и отсутствует у тех, которые кладут их порознь. Так наездник Гиадромус вариколо откладывать в куколку бабочки Акролепия ассектелла дюжину яиц, когда из нее может развиться только одна личинка. Все остальные, оказавшись в теле куколки, начинают активно разыскивать друг друга и уничтожать. Пожирание личинок друг друга проводится обязательно до победного конца, выживает только одна личинка. Таким образом, природа устраивает потомству наездника Гиадромус вариколо первый экзамен на выносливость и жизненность. Таким образом, личинки некоторых насекомых поедают других личинок своего вида внутри тела хозяина, так как в нём может прокормиться только одна особь.

Среди земноводных тоже имеет место быть каинизм. Например, лягушата и даже головастики лягушки Pyxicephalus adspersus нередко устраивают пир – они поедают своих собратьев. Часто такая агрессия против особей своего же вида у бесхвостых земноводных, обостряющаяся на стадии головастика – "ювенильный каинизм" играет существенную роль во внутривидовой конкуренции: нужно как можно скорее устранить более слабых сородичей, дабы освободить себе жизненное пространство. Причём каинизм здесь может быть избирательным. Например, австралийские зоологи обнаружили, что головастики жабы-аги атакуют не своих братьев и сестёр, которые вывелись из одной с ними кладки, а как раз представителей «чужого клана», причём поедают они не только молодняк, но и икру. Очевидно, головастики отличают одних от других по запаху, хотя пока и непонятно, как именно. Зародыши саламандры могут питаться неоплодотворенными яйца или более мелкие зародыши в теле самки.

Эмбриональный каинизм (внутриутробная оофагия), поедание эмбрионами других эмбрионов внутри утробы матери характерен для живородящих акул. У некоторых живородящих акул эмбрионы поедают друг друга и неоплодотворённые яйца внутри утробы матери. Это характерно в первую очередь для ламнообразных, а также для кархаринообразных и воббегонгообразных акул. Но у представителей семейства песчаных акул эмбриональный каннибализм носит особо жестокий характер. Еще не вышедшие из утробы матери детеныши поедают своих собратьев. Эмбрионы, которым посчастливилось вылупиться первыми, лакомятся теми, кто еще не появился на свет. Более того, в ход идут и неоплодотворенные яйца, которые богаты питательными веществами. Например у белой акулы вышедшая из яиц ещё в утробе матери пара детёнышей убивает и поедает всех остальных детёнышей и неоплодотворённые яйца в половых путях самки.

Каинизм у птиц широко распространён и преимущественно связан с экологическими причинами. Так, многие виды птиц начинают насиживать кладку с первого яйца, хотя откладывание яиц длится несколько дней. Из-за этого птенцы, после вылупления, являются разновозрастными и преимущество старших и сильных выражается весьма отчётливо. В случае нехватки пищи, позднее вылупившимся птенцам её достаётся меньше физиологического минимума, они быстро слабеют и попросту «затаптываются» более крупными собратьями.

У дневных хищных птиц и сов имеет место максимально выраженная разновозрастность, и при нехватке пищи более крупные и старшие птенцы могут не только убивать, но даже съедать младших.

У африканского чёрного орла (Aquila verreauxii) для которого характерен облигатный каинизм из двух яиц, откладываемых самкой, второе изначально является «запасным». Птицы вырастить потомство и выкормить одновременно двух птенцов попросту не могут. Яйца обычно откладываются с интервалом в несколько суток, чем достигается неодновременность вылупления птенцов. В случае, когда старший птенец остаётся живым к моменту вылупления младшего, он сразу же нападает на вылупившегося птенца и забивает его клювом. Это происходит вне зависимости от количества доступного корма. Напротив, при факультативном каинизме убийства более младших птенцов наблюдается только при нехватке корма. У беркута каинизм – поедание одного птенца другим встречается редко и только в том случае, если не хватает питания или старший птенец – самочка.

У стерха, японского журавля, серого журавля птенцы по наступлении определённого возраста начинают драться друг с другом, и в живых обычно остаётся только один из них.

Каинизм среди млекопитающих постоянно отмечается только у представителей 4 видов — пятнистой гиены (Crocuta crocuta), домашней свиньи (Sus scrofa), обыкновенной (Lynx lynx) и пиренейской рыси (Lynx pardinus).

В 1991 году были впервые описаны братоубийственные драки между детенышами пятнистой гиены. Инициатором драк в выводке пятнистой гиены обычно становится щенок, родившийся самым первым. Сразу же после рождения щенков, а иногда ещё до их освобождения от амниотической оболочки старший щенок начинает драться. Драки обычно заканчиваются гибелью младших щенков, либо установлением жёсткой иерархии доминирования. Драки со смертельным исходом преимущественно происходят между однополыми щенками. 

У домашней свиньи обычно рождается более 10 поросят, которые уже при рождении имеют развитые резцы и клыки. Сразу же после появления на свет поросята начинают жестоко драться между собой и дерутся примерно 3-4 дня; самые слабые и маленькие поросята в итоге могут погибнуть. В данном случае причина конфликтов вполне очевидна: это борьба за материнские соски. В связи с тем, что самка не в состоянии прокормить всех поросят, примерно 20% их погибает. Но это характерно для свиней, которые разводятся на ферме. А при содержании свиней в домашних условиях гибель поросят удается избежать. Мои родители при опоросе свиньи отнимали 3-4 поросенка, которые были слабее других, и подкармливали их коровьим молоком из кормовой бутылочки. Периодически этих поросят, в свободное время, они подпускали к свиноматке и помогали им подкормиться материнским молоком. Таким образом, периодически отнимая часть слабых поросят от свиноматки на дополнительное искусственное подкармливание, моим родителям удавалось вырастить практически без потерь всех родившихся поросят. Разумеется, что метод отъема части слабых поросят от свиноматки проводить в промышленном свиноводстве не целесообразно, просто экономически не рентабельно. Здесь просто приведен пример того, что народная мудрость не имеет границ. Хотя, справедливости ради, надо признать, что в домашних условиях агрессивность поросят не так сильно проявляется как в условиях промышленного свиноводства. Это можно объяснить только тем, что в домашних условиях покрытие свиноматки происходит обычно одним самцом-хряком и у поросят от одного помета имеются общие гены, т.е. у данных детенышей более сильно развит родственный отбор, который препятствует развитию каинизма. У свиней при свободном скрещивании есть высокая вероятность множественного отцовства в выводках (из-за чего поросята из одного и того же выводка обладают в среднем меньшем количеством общих генов, и родственный отбор не так выражено препятствует закреплению каинизма). 

Котята обыкновенной рыси и пиренейской рыси начинают драться друг с другом в возрасте около 1,5 месяца. Дерутся они только один раз, драка продолжается от нескольких минут до нескольких часов, причем это происходит далеко не во всех выводках. Во время драки бывает так, что один из котят погибает, но случаи гибели котят случаются не во всех выводках. В отличие от гиен и свиней, мама-рысь изо всех сил пытается разнять драчунов, принимает сторону слабейшего и в дальнейшем не подпускает к нему агрессора.

Таким образом, каинизм среди животных явление довольно таки не частое, но все же имеет место быть.