"Биология. Человек. 8 класс". Д.В. Колесова и др.
Учение о расах. Социальные и биологические потребности чееловека
Вопрос 1. Как возникали расы и какие условия способствовали их образованию?
Расы - это исторически сложившиеся группы людей, которые отличаются определенными наследственными физическими особенностями. Люди, принадлежащие к разным расам, отличаются по цвету кожи, волос, разрезу глаз, по строению век, очертанию головы и т.д. Эти различия несущественны, и человечество в целом представляет собой единый биологический вид. Принадлежность всех рас к одному виду Нотo sарiens доказывается одинаковым строением их черепа, мозга, стопы, наличием одних и тех же групп крови и, главное, одинаковым количеством и строением хромосом, что дает возможность различным расам свободно скрещиваться и давать полноценное потомство.
Формирование рас было связано с расселением людей по новым географическим областям. Особенные черты различных рас имели приспособительный характер и закреплялись естественным отбором. Расовые признаки были полезны для их обладателей. Например, густые курчавые волосы австралоидной и негроидной рас, образующие вокруг головы воздушный слой, предохраняли организм от действия солнечных лучей, косой и узкий разрез глаз у представителей монголоидной расы предохранял глаза от сильных ветров, несущих пыль и песок, у представителей европеоидной расы длинный нос предохранял организм от переохлаждённого воздуха.
Вопрос 2. Как формируются социальные потребности и какова связь между социальными и биологическими потребностями?
Социальные потребности формируются с целью создания и поддержания равновесия между индивидом (конкретным человеком) и его социальной средой (обществом). Биологические потребности возникают как необходимость в создании и поддержании удовлетворительного равновесия между организмом и физической средой. Следовательно, как биологические, так и социальные потребности являются требованием оптимального обмена между средой (либо физической, либо социальной) и организмом.
Принципиальным фактором в современной эволюции человека оказывается и то, что он, в отличие от животных, не нуждается в приобретении личного опыта методом проб и ошибок, а способен воспринимать уже готовые знания, накопленные предыдущими поколениями.